Профильное обучение
Образовательный портал Татарской гимназии № 1

 

Профильное обучение

Цели, формы, структура учебного плана

А.А.Кузнецов, академик-секретарь РАО,

член координационной группы

по разработке стандарта общего образования

 

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.        

 

Основные формы организации профильного обучения

 

Профильная школа - институциональная форма реализации этой цели, естественно форма основная, но не единственная. Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, фактически выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы.

Вполне реальны ситуации, когда отдельная школа, а также сеть школ  и иных образовательных учреждений, будут реализовывать не только содержание выбранного профиля, но и предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание других профильных курсов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования, Малые Академии, заочные физико-математические школы и др.). Это позволит старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений НПО и СПО. Речь, следовательно, идет о целенаправленном создании сети школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

Таким образом, можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения.

 

1) Модель внутришкольной профилизации

Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной.

Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам – в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп – в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

 

2) Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые  общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации школы  с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах дистанционные курсы, заочные школы, Малые Академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.).

 Базисный учебный план профильного обучения

 Базисный учебный план старшей ступени школы должен предусматривать возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы.

         Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих курсов должен быть функционально полным (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальным. Безусловно, набор базовых общеобразовательных курсов, обеспечивающих минимальный уровень общего образования для каждого старшеклассника – это в определенной мере консенсус, зона взаимного пересечения мнений, взглядов, отражающих наиболее значимые цели, задачи, функции общего образования.

Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей): математика, русский язык и литература, иностранный язык, история,  физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей, естествознания – для гуманитарного, филологического, социально-экономического профилей.

Этот состав базовых курсов получил практически единогласную поддержку при обсуждении «Концепции профильного обучения» на заседаниях ФКС, Комитета по образованию и науке Государственной Думы, двух Всероссийских и целом ряде региональных совещаний по профильной школе, не встретил он и возражений в ходе специально организованного Минобразованием опроса органов управления образованием регионального  и муниципального уровней. Отметим, что все чаще учебные предметы, вошедшие в этот перечень, стали называться «федеральными».

Отметим также, что некоторые учебные предметы могут не стандартизироваться, - в рамках федерального компонента образовательного стандарта, - на профильном уровне. К их числу следует, видимо, отнести ОБЖ и физическую культуру (помимо специальных спортивных школ). Разумеется, отказ от стандартизации по «минимуму содержания» и по «требованиям к выпускникам» не означает исключение данных предметов из федерального базисного учебного плана. Одновременно такой учебный предмет, как технология, на наш взгляд, не может быть представлен в старшем звене школы единым базовым, т.е. инвариантным по содержанию, курсом. Курс технологии изучается только в рамках «Технологического профиля». При этом его содержание дифференцируется в зависимости от выбираемой специализации (информационные технологии, индустриальные технологии, агротехнологии и др.) в рамках этого профиля.

При  определении  содержания базовых общеобразовательных курсов должно в равной мере учитываться мнение специалистов по этому учебному предмету и мнение специалистов по другим предметам (межпредметные связи, оценка общеобразовательной значимости учебного материала с позиций содержания образования в целом, а не только потребностей, внутренней логики построения каждого отдельного учебного предмета). Это и позволит, на наш взгляд, более обосновано определить минимальный базовый уровень по каждому предмету.

         Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в филологическом профиле; право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.

Отметим еще две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов. Например, образовательная область «Естествознание» на профильном уровне может быть представлена совокупностью  естественнонаучных курсов – физики, химии, биологии, физической географии. Обществознание – курсами экономики, права, социологии, культурологии и т.д.

          Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют, по крайней мере, три основных функции. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится  в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Информационный бизнес» или «Экология», а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс «Зарубежная литература XX века».

Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

        

Механизм формирования содержания обучения в отдельном профиле

 

Каков предлагаемый в «Концепции профильного обучения» механизм формирования содержания отдельного профиля? Здесь есть несколько отправных точек.

Во-первых, максимальный объем аудиторной нагрузки школьников старших классов, установленный СанПиНами – 36 часов.

Во-вторых, распределение учебных часов методу базовыми, профильными и элективными курсами, установленное БУП (проект БУП для старшей ступени школы дан в Приложении) – 18 час.  в неделю – на базовые, 8 час – на профильные, 6 – на элективные).

В-третьих, каждый общеобразовательный предмет может быть представлен в учебном плане конкретной школы (класса) или выбран для изучения отдельным школьником либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, установленного СанПиНами и БУПом, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план.

В «Концепции профильного обучения» предложено следующее примерное соотношение  объемов базовых, профильных и элективных курсов:

50%  - 30% - 20%.

Это соотношение было поддержано более, чем половиной респондентов в ходе обсуждения концепции в субъектах РФ.

Таким образом, предполагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

 

Рекомендуемые учебные планы примерных профилей

 

Результаты обсуждения примерных учебных планов отдельных профилей, представленных в «Концепции профильного обучения»,  позволили скорректировать распределение учебного времени и в ряде случаев уточнить состав профильных курсов. Новые версии учебных планов по четырем типовым профилям даны в Приложении 2.

Вновь подчеркнем, что представленные варианты примерных учебных планов показывает, как можно воспользоваться предложенным механизмом их формирования из курсов трех типов: базовых, профильных и элективных. Таким образом, представленные варианты – это не столько примеры учебных планов возможных профилей, сколько иллюстрация самого принципа их построения.

Легко представить, что вместо приведенного в Приложении естественно-математического профиля школа может организовывать (или школьник может самостоятельно выбрать) физико-математический или естественнонаучный профиль с другими вариантами наборов базовых и профильных курсов. Например, в физико-математическом профиле может изучаться информатика в объеме 8 часов за два года и не изучаться биология и география и т.д.

Предлагаемый подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов, где реализуется  большая специализация образования. При этом в рамках каждого отдельного профиля возможна (прежде всего, за счет элективных курсов) дополнительная внутрипрофильная специализация (например, филологическая в рамках гуманитарного профиля).

При таком подходе более важным представляется не примеры учебных планов возможных профилей (их формирование – это прерогатива школы или право отдельного старшеклассника, выбирающего свою индивидуальную образовательную программу), а рекомендуемое распределение учебных часов между базовым и профильным уровнем для каждого предмета (образовательной области). Первая «прикидка» такого распределения дана в Приложении 3.

  

                                                                                                                                                                                                            Элективные курсы

 

Предмет

Наименование элективного учебного предмета или курса

Класс

Кол-во часов

ФИО преподавателя

Английский язык

Деловой английский

 

9

34 ч.

Сафина Ч.М.

Русский язык

Деловое письмо

9

17ч.

Зергирова Л.Н.

Информатика

НТМL – конструирование

9

34ч.

Багаутдинова Р.Р.

Информатика

Введение в логику

9

15ч.

Багаутдинова Р.Р.

Математика

Математика для любознательных

9

34ч.

Зайнуллина З.Ф.

География

Рекриационная география

9

34ч

Ахмадеева З.А.

Химия

Основы теории химических процессов

9

34ч.

Мубаракшина Ф.Ш.

Татарский язык

Культура речи

9

34ч.

Хуснутдинова Э.Р.

Физика

Электричество в быту

9

34ч.

Гимадиев Н.Г.

История России

Отражение истории России в кинематографии

9

34ч.

Ахметшина А.Т.

Дата последнего обновления страницы 06.09.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»