| ||||||
|
| |||||
Функциональные обязанности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ" (Российская газета, 2006, 14 января). Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1252) (далее - Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения. В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г, N 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997) и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 человек.
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя: • формирование и развитие коллектива класса; • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; • формирование здорового образа жизни; • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; • защита прав и интересов обучающихся; • организация системной работы с обучающимися в классе; • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководители! надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни. Функции классного руководителя: 1. Организационно-координирующие: • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; • установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); • проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся; • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя). 2. Коммуникативные: • регулирование межличностных отношений между обучающимися; • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; • содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса; • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3. Аналитико-прогностические: • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; • определение состояния и перспектив развития коллектива класса. 4. Контрольные: • контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.): • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим: • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением; • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия; • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай, па основании двух групп критериев: результативности и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Общие положения. Настоящая инструкция разработана на основе Закона РФ об образовании, Устава гимназии, правил внутреннего распорядка, Конвенции о правах ребенка и других инструкций. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директора гимназии. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов. Классный руководитель подчиняется директору гимназии, его заместителям, социальному педагогу по социальным вопросам. Главная функция в должности классного руководителя – защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.
I . Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья: - изучает особенности развития детей; - выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка; - проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамента; - совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни; - помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников; - ведет работу по профилактике заболеваний, проводит «физкультминутку»; - проводит беседы о личной гигиене человека; - ведет антиалкогольную пропаганду; - проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев; - организует спортивные соревнования, игры на воздухе; - рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы, корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся; - пропагандирует здоровый образ жизни.
II . Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся. Изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания: - исходя из единых (школа-семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся; - осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе; - проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей. Классный руководитель должен обладать информацией: - состояние семейно-бытовых условий ученика; - состояние его здоровья; - положение в классе; - о внешкольных интересах и увлечениях; - общественных поручениях; - любимых и нелюбимых предметах; - отношение к гимназии, к учителям, родителям товарищам; - уровне воспитанности учащихся своего класса; - стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.
III . Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками: - должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей; - определять с учителем меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда; - посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала; - создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний; - проводить педконсилиумы с учителями с целью определения их реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся; - вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т.д.; - совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.
IV . Работа с классным коллективом: - организует дежурство учащихся на переменах; - прививает навыки трудового воспитания, организуя участие учащихся в генеральных уборках гимназии и классного помещения, прививает навыки производственного труда; - привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка; - развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения; - проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры; - проводит праздники, организует вечера, встречи с интересами людьми, с людьми разных профессий и т.д.; - участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях.
V . Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями: - изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений; - определяет виды и формы совместной работы; - ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей; - выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении проблем, в выборе кружков, секций, клубов; - расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров; - перед проведением внеклассной работы вне гимназии проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.
VI . Документация классного руководителя: - ведет психологическую карту класса; - составляет план социального развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям: а) развитие интеллектуальных способностей; б) нравственно-эстетическое воспитание (правовое, половое в том числе); в) экологическое воспитание; г) эстетическое воспитание; д) физическое воспитание; е) развитие технического творчества и производственной деятельности; - ведет рабочий дневник; - обрабатывает исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради «Психологическая карта класса»; - ведет классный журнал; - проверяет один раз в неделю ученические дневники; - ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по необходимости и чаще.
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
1. Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы. 2. Основные задачи методических объединений классных руководителей. 2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы. 2.2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся. 2.3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы. 2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов. 2.5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей. 2.6. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов. 3. Функции методического объединения классных руководителей. 3.1. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов. 3.2. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе. 3.3. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся. 3.4. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы. 3.5. Обсуждает социально-педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей. 3.6. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией гимназии о поощрении лучших классных руководителей.
4. Методическое объединение классных руководителей ведет следующую документацию: - список членов методического объединения; - годовой план работы методического объединения; - протоколы заседаний методического объединения; - программы деятельности; - аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля (копии справок, приказов); - инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей; - материалы «методической копилки классных руководителей».
5. Структура плана методического объединения классных руководителей. 5.1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся-воспитанников и анализ работы МО, проведенной в предыдущем учебном году. 5.2. Педагогические задачи объединения. 5.3. Календарный план работы методического объединения, в котором отражаются: - план сессий (заседаний МО; - график открытых мероприятий классов; - участие МО в массовых мероприятиях гимназии; - другая межсессионная работа. 5.4. Повышение профессионального мастерства классных руководителей: - темы самообразования классных руководителей; - участие в курсах повышения квалификации; - подготовка творческих работ, выступлений, докладов на конференции; - работа по аттестации педагогов. 5.5. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей. 5.6. Участие в тематическом и персональном контроле за воспитательным процессом.
6. Функциональные обязанности руководителя методического объединения классных руководителей. Руководитель методического объединения классных руководителей: отвечает: - за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения; - за пополнение «методической копилки классного руководителя»; - за своевременное составление документации о работе объединения и проведенных мероприятий; совместно с заместителем директора по воспитательной работе и заведующим кафедрой методики воспитательной работы отвечает: - за соблюдение принципов организации воспитательной работы; - за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей; - за повышение научно-методического уровня воспитательной работы; - за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей; организует: - взаимодействие классных руководителей – членов методического объединения между собой и с другими подразделениями гимназии; - открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах; - изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей; - консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей; - координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов; - содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов; - принимает участие в подготовке и проведении аттестации классных руководителей; - участвует в научно-исследовательской работе кафедры методики воспитательной работы гимназии, совместно с заведующим кафедрой методики воспитательной работы организовывает исследовательские (творческие) группы педагогов и курирует их деятельность. | ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 06.09.24 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |