Работа с родителями
Образовательный портал Татарской гимназии № 1

 

Работа с родителями

От родителей 4-х классов:

Родные наши педагоги

Мы Вам спасибо говорим.

За мастерство, совет, уроки

От всей души благодарим.

 


Какие знания необходимы ребенку при поступлении в гимназию?

 Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

- умение выделять заданный звук в потоке речи;

- умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);

- владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

2. Умение членить слова на слоги.

3. Умение состовлять предложения из 3-4 слов.

4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

5. Умение составлять рассказы по серии картинокЮ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

6. Умение составлять рассказы о предметах(по плану, предложенному взрослым).

7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

  

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.

1. Счет и отсчет предметов заданного количества.

2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

4. Знание состава чисел первого десятка(из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8 Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

 

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

 

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

 1. социально-психологическая готовность к школе:

- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

- Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

- Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

 

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развите мелких мышц руки(рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).

- Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).

- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

- Развите произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

 

Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

 Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

2. Есть ли у ребенка друзья?

3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?

5. есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

  

Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

 Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной(атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

 

Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

 

Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действоватьвместе с другими, подчиняться интересам группы.

 

Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

 

Организация индивидуальной работы с младшими школьниками

            Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель начальной школы, необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей развития ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. Результативность индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства. В индивидуальной работе с учащимися педагог должен руководствоваться следующими принципами:

            контактности –  установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель – ученик – класс»;

            принятия – уважение самооценки личности ученика;

            деятельности – вовлеченность учащихся во все  виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

            последовательности – усложнения и повышение требований к учащимся по мере их развития;

            стимулирования – создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учащихся.

            Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:

            I этап – диагностические исследования личности ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.

            II этап – вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых свойств личности и неустойчивых. Огромное значение в деятельности классного руководителя имеет знание информации о темпераменте учащихся.

            Холерик – вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

            В индивидуальной работе с такими учащимися необходимо придерживаться следующих правил:

1.      Спокойный ровный тон педагога.

2.      Предъявление чётких и обоснованных требований.

3.      Демонстрация перспектив деятельности.

4.      Положительная оценка деятельности ученика.

Сангвиник – подвижный, легко приспособляемый к обстоятельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать всё новое, конструктивен, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца.

В индивидуальной работе с учащимися – сангвиниками необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Чёткость постановки целей деятельности.
  2. Возможность демонстрации учеником его достижений.
  3. Одобрение и поддержка взрослого.
  4. Учёт интересов ученика в порученном деле.

Флегматик – инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен.

            В индивидуальной работе с учащимися – флегматиками необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Демонстрация практического результата восполняемой работы.
  2. Контроль выполняемой работы.
  3. Использование положительных методов воздействия.
  4. Отсутствие в деятельности педагога ярлыков.
  5. Поддержка начинаний учащихся, проявление их инициативы.

Меланхолик – необщителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, спокоен, медлителен, рассудителен, внешне неэмоционален.

В индивидуальной работе с учащимися – меланхоликами необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Эмоциональное поглаживание и эмпатия.
  2. Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах.
  3. Демонстрация достижений ученика.
  4. Объективная оценка его вклада в общее дело.

Знание темперамента учащихся класса позволит классному руководителю успешно влиять на формирование характера учащихся, их активность в учебной деятельности и во внеклассной работе, работоспособность и коммуникативность.

III этап – проектирование развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитание учащихся. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также и самому себе.

IV этап – дальнейшее изучение возможностей продвижение учащихся на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.

V этап – корректирование. Корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ.

Наиболее эффективными приёмами корректирования являются наблюдение, самонаблюдение, анализ, оценка, самооценка, контроль и самоконтроль.

Изучение учащихся на основе индивидуального подхода позволяет педагогу выделить группы учащихся по сходным признакам в классном коллективе: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т. д. В детских коллективах можно выделить одарённых детей, детей, имеющих физические проблемы, трудных учащихся. Каждая группа учащихся требует особого подхода со стороны педагога и своих методов педагогического воздействия.

Одарённые учащиеся. В каждом классе выделяется группа детей, которая обладает сильным интеллектуальным потенциалом. Это учащиеся с ярко выраженным умственным способностями, широкими познавательными  интересами, любознательностью, высокой мотивацией учебной деятельности. У таких учащихся хорошо развиты  воображение, внимание, память. У этих учащихся наблюдается ненасыщаемость интеллектуальной деятельностью, желание знать много. Однако такие ребята имеют свои трудности личностного развития. Это и высокая самооценка, и трудности общения с другими детьми, и одиночество в детском коллективе и т. д. В работе с одарёнными учащимися педагог должен помнить о необходимости особого внимания к личности таких учащихся. При работе с одарёнными детьми классный руководитель должен руководствоваться следующими правилами:

  • общаться с учащимися на равных;
  • постоянно удовлетворять желание деятельности со стороны учащихся;
  • выполнять обязательства, данные учащимся;
  • создавать атмосферу творчества, поиска, интеллектуальной загруженности;
  • индивидуально работать с одарёнными при преодолении проблем общения с учащимися класса;
  • использовать различные методы поощрения интеллектуальных усилий и личностных качеств учащихся в той или иной ситуации;
  • проводить мероприятия, направленные на разностороннее развитие личности учащихся,
  • формировать навыки самовоспитание, самоутверждения и самоконтроля;
  • формировать нравственные качества личности у одарённых детей.

Трудные учащиеся. Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребёнок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными учащиеся становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирование детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребёнка из одной семейной ситуации в другую – всё это приводит к тому, что ребёнок становиться трудным.

Сегодняшняя реальность говорит о том, что возраст трудных учащихся помолодел. Если раньше подчёркивалось, что трудные – это дети подросткового возраста, то теперь мы говорим о том, что трудные – это дети и младшего школьного возраста. Такие учащиеся, выросшие в сложной семейной ситуации, не имеют привычки работать, немотивированны на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны, у них также отсутствуют коммуникативные умения и навыки. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необходимо, в первую очередь, определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребёнок, воспитательные возможности самого детского коллектива, причины, приведшие к трудностям в поведении учащихся. Выясняя причины, необходимо провести педагогическую диагностику, определить уровень педагогической запущенности ребёнка, а также положительные качества характера ребёнка, на которые следует опираться в воспитательной работе.

При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка педагог должен ответить на следующие вопросы:

  1. Какие особенности характера ребёнка влияют на неадыкватность его поведения?
  2. Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадыкватность поведения ученика?
  3. Какие неблагоприятные обстоятельства ребёнок может преодолеть самостоятельно?
  4. Какие неблагоприятные обстоятельства  ребёнок может преодолеть с помощью родителей?
  5. Какую помощь может оказать общественность?
  6. Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребёнка?
  7. Как исправить ошибки, которые уже допущены педагогами и семьёй?
Дата последнего обновления страницы 06.09.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»