Лучшие классные дела
Путешествие по Ново-Татарской слободе
А сейчас мы вместе с вами перенесемся в прошлое Ново-Татарской слободы. В те времена , когда улица Мазита Гафури, на которой находится наша гимназия, именовалась Малой Симбирской, вместо школ были медресе, и учились в них не ученики, а шакирды.
(Курай, татарская народная песня «Шома бас»)
До нас дошли сведения, что ученик нашей гимназии умеет путешествовать во времени. И нам стало интересно, праздное ли любопытсво толкнуло его на такие подвиги или же желание получить более глубокие знания. И мы отправились вслед за ним. Итак, мы оказались во второй половине 19 века. Отдаленная от административного центра Ново-Татарская слобода жила своей особенной, насыщенной жизнью. Развивались ремесла, открывались медресе и это все привлекало в слободу образованных людей.
( Скрипка, татарская народная песня «Тан атканда»)
Вечер. Опустели темные улицы Ново-Татарской слободы. В окнах мерцают слабые огоньки старинных лампад. А вот и одинокий прохожий, освещая себе дорогу, идет от дома к дому и заглядывает в окна. Кажется, он кого-то ищет. Подойдем поближе.
Да это же наш ученик! Что же его привело сюда в столь поздний час?
Вот он прошел на улицу Малую Симбирскую и остановился возле дома Кондратьевых. В этом доме с 1876 по 1879 обучал детей русскому языку великий татарский просветитель Каюм Насыйри. Он вел разъяснительную работу среди родителей, убеждал их в необходимости изучения русского языка и, благодаря передовым взглядам этого человека, у татар появилась возможность не только изучить один из самых богатейших языков мира, но и познакомиться с историей, культурой и литературой русского народа.
(Стихотворение «Ты спишь, Казань…»
Ты спишь, Казань…
Я тоже смежу веки,
Но мне не спится в полуночной мгле.
Лик неба, зачарованный навеки
Глядит, как бродят вьюги по земле.
Сююмбике грустит среди туманов,
Над озером Кабан метут снега
И минаретам строки из достанов
Нашептывает белая пурга.
Ты спишь, Казань…
Мой белоснежный город!
Ты спишь, в заснеженной постели
И видишь что-то в черно-белом сне.
Баюкают с тобою нас метели.
Так почему всю ночь не спится мне?
Наш маленький путешественник пошел дальше по Малой Cимбирской. Теперь он уже в 1890 году. Вот он остановился у дома Мухаметвали. Того самого Мухаметвали, который, услышав на Сенном базаре голос ямщика: « Асрауга бала бирђм!» , «Отдам мальчика на воспитание!» и , увидев худого, бледного мальчика, пожалел его и привел в свою семью.
Этим мальчиком был не кто иной, как сам Габдулла Тукай. Давайте вместе заглянем в этот дом.(Домашняя обстановка. Мать Габдуллы сидит и вышивает .Мальчик сидит рядом. )
(Домра.Ариетта.Автор Р.Еникеев.)
(Г.Тукай.Эшкђ љндђњ.)
Позже Габдулла Тукай с особой теплотой будет вспоминать этот дом, но, к сожалению, эго счастливая жизнь в этой семье продлится всего два года. После многих лет скитаний по России судьба еще раз привела его в Ново-Татарскую слободу. На этот раз уже в дом революционера Махмута Дулат Алиева. В этом доме часто собиралась передовая молодедь и поэт Габдулла Тукай с писателем Фатихом Амирханом всегда были здесь желанными гостиями. Молодые люди часами вели беседы, состязались в стихотворном мастерстве.
(Валеев Марсель читает свои стихи)
Что ж вот наш путешественник направился к двухэтажному дому по улице Большой Симбирской. Пора и нам следовать за ним.Это медресе «Амирхания», в котором преподавал татарский писатель Гаяз Исхаки, автор нашумевших произведений «Зиндан», «Ќан Баевич», «Зулейха».
А вот и сам писатель сидит за столом и что-то пишет.
(Писатель сидит за столом, пишет, встает, уходит, а в это время мальчик читает: «Ќан Баевич» – комедия в трех действиях». Писатель возвращается и записывает: «Уф, арыдым бу надан халыктан…»
(Г Исхаки. «Ќан Баевич».Отрывок из пьесы.
А сейчас мы вместе с нашим героем пройдем на улицу, которая ныне называется Портовая. Ведь именно на этой улице жила любимая девушка Мусы Джалиля Зайнап. Она была не только поклонницей поэзии Мусы Джалиля, но и сама писала стихи , и ,говорят, очень хорошо пела. Вот и сейчас из этого дома слышится чье-то пение .
(песня в исполнении Хасановой Энже)
Пока мы слушали песню, наш ночной странник подошел к дому №35 по улице Мазита Гафури. Это дом Зульфакаровых, где любил гостить велткий татарский композитор Салих Сайдашев.
Да, да, именно тот всенародный любимец, который написал песню «Зђћгђр књл” для детского хора нашей гимназии.
(Выступает хор девочек . Они исполняют песню С.Сайдашева)
Т-сс, тише! Кажется, наш путешественник устал. Давайте теперь вместе перенесемся обратно в 21 век. Наше путешествие во времени подошло к концу. Мы снова в нашей гимназии, где учатся самые талантливые дети, которые любят свою Родину, свой тысячелетний город, свою гимназию, в которой они получают знания, учатся петь, играть на музыкальных инструментах, читать стихи и прекрасно танцуют.
(«Чђнечкеле такмаклар” Татарский народный танец.)
|