Гигиена труда и отдыха
Образовательный портал Татарской гимназии № 1

 

Гигиена труда и отдыха

 Человек всегда стремится к совершенству. И на этом пути он хочет создать что-то новое, постичь неизведанное, прыгнуть выше, пробежать быстрее, станцевать так, как никто и никогда ранее, а дается это только большим трудом и интенсивными тренировками. Чтобы сделать открытие, установить рекорд, надо максимально использовать все свои потенциальные возможности. Однако нельзя забывать, что «запасы прочности» организма не беспредельны. Неумение правильно работать и отдыхать, недооценка способов восстановления и поддержания работоспособности приводят к переутомлению и способствуют формированию различных заболеваний.

 Прекрасное средство повышения работоспособности и профилактики утомления – активный отдых и физические упражнения. Результаты исследований показали, по биоритмологическим показателям максимальный уровень двигательной активности у школьников наблюдается в интервале 8-12 часов, то есть в часы школьных занятий.  Поэтому  в нашей гимназии регулярно проводятся  мероприятий, направленные на увеличение двигательной активности обучающихся.

     Учителя-предметники на общеобразовательных уроках проводят физкультурные минуты и релаксационные паузы. Комплексы физкультурных минут и гимнастик разработаны на основе приложений №2 и №3 к санитарно- эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2 1178.02 « Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях ».

Учащиеся школы посещают уроки физической культуры (2 часа в неделю). В группах продленного дня ежедневно проводятся спортивные часы. Для учащихся младших классов организованы занятия кружка ритмики, направленные на увеличение двигательной активности учащихся.

      В школе регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия, направленные на увеличение двигательной активности обучающихся: День Здоровья, туристические походы, соревнования по различным видам спорта.

 Учителя-предметники и классные руководители при выборе содержания и форм увеличения двигательной активности учащихся учитывают возрастные психолого-физиологические особенности детей.

      Многие учащиеся дополнительно посещают спортивные секции и кружки.  Учителя-предметники и классные руководители на уроках и классных часах прививают учащимся стремление к здоровому образу жизни и подчеркивают необходимость самостоятельных занятий физкультурой и спортом.

                                                                  

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

ФМ  для улучшения мозгового кровообращения
  1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 -  голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4—б раз. Темп медленный.

  2. И. п. — сидя, руки на поясе, 1 -  поворот головы направо, 2 - и. п., 3 -  поворот головы налево, 4—и. п. Повторить  6-8 раз. Темп медленный.

  3. И. п. — стоя или сидя, руки на поясе, 1 -  махом левую  руку занести через правое плечо, голову повернуть направо, 2- и. п., 3-4  -  то же правой рукой. Повторить 4--6 раз. Темп медленный.

 ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

 

  1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

  2. И. п.-  стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1-2  -  свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4  -  локти назад, прогнуться. Повторить 6 -8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

  3. И. п. - сидя, руки вверх, 1 - сжать кисти в ку­лак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища

 

  1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - рез­ко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз нале­во. Во время поворотов плечевой пояс оставить непод­вижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

  2. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову 1-5  -  круговые движения тазом в одну сторону, 4-6  -  то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно по­трясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  3. И.п.- стойка ноги врозь ,1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь,
    вдоль тела вверх, 3-4 – и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»